среда, 21 сентября 2016 г.

Система обучения в организации - встроенная в производственный процесс или отдельно стоящий центр обучения?

Автор: Елена Денисова

Раньше, когда я выбирала место работы, на входе всегда интересовалась - где по организационной структуре организации находится подразделение по обучению персонала. Связано это было с необходимостью определения наличия доступных коммуникаций для процесса обучения. Результативность системы обучения (да и системы управления знаниями тоже) зависит целиком от налаженных связей внутри организации и получения оперативной обратной связи.
           Со временем гипотеза, позаимствованная у японской модели системы управления знаниями, подтвердилась и на практике - сначала при внедрении результатов работы моей диссертации в ЗАО "Европлан", а далее и при анализе других организаций. Любопытно, что зная организационную структуру предприятия, можно вполне предсказать тот или иной результат обучающего подразделения, а также его сложности и трудности.
           Подумала, что описание этих двух типов моделей проектирования системы обучения в организации спустя более 5-ти лет будет кому-то интересно сейчас вместе с обоснованием. Смотрите ниже.
         Единственное, что добавлю к нижеследующему (все же тогда это было научной гипотезой), что под прямыми и обратными связями сейчас понимается реакция обучающего центра на изменения в бизнес-процессах и производственных процессах. То есть, обучение должно проводится не по графику, спускаемому сверху в большинстве своем (исключение ежегодное гос. обучение по закону), а по оперативному запросу производства или бизнесу - изменилось что-то, тут же включился процесс обучения, благо инструментов обучения и развития сейчас предостаточно даже для "быстрого" реагирования.   
         Другими словами, обучение работает только тогда, когда оно встроено в процесс, гибко адаптируется, изменяется вместе с организацией и является непрерывным для всех уровней организации, являясь в свою очередь кроссфункциональным процессом организации.


Модели проектирования системы обучения в организации

Традиционная модель проектирования системы обучения в организации
Традиционно, принято проектировать системы обучения по принципу прямого директивного влияния и распространения: решение о необходимости обучения сотрудников организации принимает руководство компании или центральный аппарат обучения, обучаются все по приказу и по строго установленному плану.
Инициатива передается от руководства организации нижерасположенным структурным единицам. Стимулом обучения служит директивы или приказы. Не редко используются административные методы (например, уменьшение премии у сотрудника в случае нерадивого отношения к указанному обучению).
Центр обучения в этом случае занимает отдельную структурную единицу, находящуюся в непосредственном управлении руководства (Директора), обособленно от всей организационной структуры, в некоторых случаях может являться отдельным дочерним предприятием, вынесенным за пределы основной организации. В этом случае, центр обучения либо выполняет строгие указания руководства без возможности проявить инициативу и получить обратную связь в силу отсутствия достаточных коммуникаций внутри организации, либо предлагает услуги обучения самостоятельно исходя из собственных предположений и видения без учета анализа деятельности обучаемой организации (чтобы быть в курсе, что требуется на местах, необходимы прямые и обратные связи коммуникаций с обучаемой организацией, которые практически невозможно наладить, если обучаемое подразделение или предприятие находится за контуром основного предприятия).
В этом случае результаты обучения предсказуемы и весьма ощутимы.
Минусом подобной схемы является отсутствие обратной связи. Как правило, сотрудники стараются сдать контрольные задания и часто закрывают глаза на несоответствие или возможные ошибки, содержащиеся в материалах курса. Руководство не получает обратного отклика, кроме результатов успешного обучения и не может оценить реальную актуальность обучения, на сколько оно результативно и востребовано.
Также обязательное массовое обучение часто не учитывает разный уровень подготовки и личных знаний сотрудников. В результате обучение может оказаться неэффективным в силу того, что кому-то предлагаемые курсы покажутся слишком легкими и неинформативными, а другим – слишком трудными и поэтому не усваиваемыми. Другими словами, минус данной системы – отсутствие необходимой информации о потребности обучения конкретных сотрудников организации.
 

Традиционная Модель проектирования системы обучения

Модель проектирования системы обучения «Из центра – Вверх - Вниз»
         Данная модель проектирования системы обучения оптимальна для применения в крупных организациях. Система обучения в этом случае находится не отдельно от структуры организации, а встроена в процесс: с одной стороны имеет связь с руководством компании и подчиняется ему, а с другой – тесно взаимосвязана со всеми подразделениями или отделами организации.
Инициатором обучения является центр обучения. Здесь осуществляется оперативное выявление потребности в обучении во всех «точках» организации и, в соответствии с политикой компании выносится предложение руководству организации. Руководство компании рассматривает варианты предложений и выносит решение, передавая информацию нижним структурным единицам. Таким образом, осуществляется обмен нужной информации между руководством и всеми подразделениями компании. В этом случае работают механизмы прямой и обратной связи.
Центр обучения проводит коммуникационные связи внутри организации и соответственно имеет обратные связи. Таким образом, в планировании обучения учитываются потребности отдельной единицы Компании – будь то отдел, департамент или сотрудник - прослеживается направленность на индивидуум.
В этом случае используется как добровольное обучение (работают механизмы стимуляции самообразования), так и обязательное, по решению руководства, но с учетом потребности обучаемых (в результате выяснения потребности обучения и передачи «идеи» руководству).
  Модель проектирования системы обучения «Из Центра-Вверх-Вниз» 

В этом случае используется как добровольное обучение (работают механизмы стимуляции самообразования), так и обязательное, по решению руководства, но с учетом потребности обучаемых (в результате выяснения потребности обучения и передачи «идеи» руководству)

Буду рада обратной связи и вопросам для обсуждения

С уважением,
Денисова Елена 
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154



Комментариев нет:

Отправить комментарий